Журнал «Потенциал»
номер 4 за апрель 2016 года

Перечень статей в сборке «Олимпиаднная биология»

Саму сборку можно приобрести, пройдя по ссылке

2011 год

 

В.И. Соловьев

Всесибирская олимпиада по биологии

В статье дан общий обзор Всесибирской олимпиады и приведены некоторые увлекательные задачи, из которых видно, что задачи по биологии требуют интеграции знаний биологии, физики, математики, химии.

 

О. Гончарова

Биология и биологическая олимпиада в вашей жизни

Статья является вводной к циклу о биологических олимпиадах. Большинство знает об олимпиадах с «внешней» стороны, представляя олимпиаду как сбор знатоков какого-то предмета, в данном случае биологии, и соревнование между ними, в ходе которого выясняется, кто из них лучше знает любимый предмет. А потом школы об этом победно рапортуют, вывешивают фото и грамоты счастливчиков на досках почёта. Мы планируем рассказать о жизни олимпиады «изнутри», глазами человека, который прошёл её от участника и победителя до руководителя команды. Что могут дать олимпиады самому школьнику, как они помогают (а может, мешают?) в его дальнейшей карьере – об этом будет рассказано в этом цикле статей.

 

О. Гончарова

Биоолимпиада как она есть. Этапы биологической олимпиады.

Это продолжение цикла рассказов о биологических олимпиадах. В статье вы узнаете об особенностях подготовки и участия в разных этапах олимпиады, а также решение задачи предыдущей серии и, конечно, есть новенькая задача для тех, кто любит думать над загадочными историями.

О. Гончарова

Как преодолеть теоретический тур биологической олимпиады

Статья продолжает серию рассказов о всероссийской предметной олимпиаде по биологии. Написанная живым разговорным языком, она вводит читателя в мир олимпиадного движения, создаёт эффект непосредственного присутствия на этом соревновании. Данная статья посвящена теоретическому туру олимпиады. Приведены решения задач статьи предыдущего номера.

О. С. Гончарова

Из чего же, из чего же сделаны наши задания? Тематика и содержание теоретического тура биологической олимпиады

Это уже четвёртая «серия», посвящённая олимпиадам по биологии (три первые серии смотрите в предыдущих номерах журнала), погружающая нас в увлекательный мир современного олимпиадного движения. В этой серии подробно рассмотрены виды задач, которые встречаются на теоретическом туре олимпиады, а также дан подробный разбор подходов к решению задачи про свёртываемость крови из статьи предыдущего номера.

О.С. Гончарова

Самое практичное применение ваших знаний

Перед вами пятая статья из «сериала» о биологической предметной олимпиаде. Как выглядят задания практического тура олимпиады и как к ним готовиться? Советы опытного участника олимпиады помогут вам. Также читайте в статье ответы на занимательные задачи, которые были даны в предыдущем номере.

О.С. Гончарова

Разбор заданий Всероссийской олимпиады школьников по биологии-2011

Перед вами разбор заданий Всероссийской олимпиады по биологии. Читатели, которые следили за статьями о биологических олимпиадах, опубликованных в нашем журнале (№ 1-5), найдут здесь правильные ответы на задачи из этих выпусков. Автор также пытается реконструировать логику получения ответов на вопросы всероссийского этапа олимпиады и задаёт новые задачи, ответы на которые вы узнаете в следующем номере журнала.

 

2012 год

 

В.В.Чуб

Из задач олимпиады «Ломоносов»-2011: генетика развития цветка

Мы продолжаем разбирать задачи из олимпиады «Ломоносов», на этот раз мы рассмотрим одну из задач по биологии, предлагаемую в 2011м году.

 

2013 год

 

В.В. Чуб

«Движение воды» на Всероссийской олимпиаде по биологии

На Всероссийской олимпиаде по биологии после теоретического тура ребята попадают на практический. Они идут в кабинеты по отдельным областям биологии, где жюри проверяет практические навыки: изготовить микроскопический препарат, узнать вид животного или растения, указав систематическую принадлежность, поставить биохимический опыт и многое другое. Весь опыт должен занять небольшое время — ведь впереди ещё несколько кабинетов. А многие биологические опыты, к сожалению, требуют длительного наблюдения за объектом. Поэтому выбор экспериментальных задач сравнительно невелик. Одним из традиционных заданий, простых в исполнении, оказалось исследование выхода воды из растительной клетки (плазмолиз). А в теоретической части иногда мелькают вопросы о водном потенциале, потоках воды в растении. Именно поэтому мы решили дать несколько публикаций по теме «Вода».

 

В.В. Чуб

«Движение воды» на Всероссийской олимпиаде по биологии. Часть 2.

В этом номере мы продолжаем тему водного обмена, поскольку она часто используется в тестах и практических заданиях Всероссийской олимпиады по биологии. Вы узнаете о том, чем тургор отличается от осмотического давления, познакомитесь с некоторыми физико-химическими моделями клетки XIX века. А если у вас есть микроскоп, луковица фиолетового лука, капля воды и кристаллик соли или сахара, то вы сможете изучить плазмолиз. И кроме того − чуть-чуть теории засолки огурцов.

 

В.В. Чуб

«Движение воды» на Всероссийской олимпиаде по биологии (часть 3)

В этой завершающей статье мы подводим итоги. Осталось разобрать сравнительно немного практических заданий Всероссийской олимпиады по биологии. Кроме того, пора дать ответы на вопросы, заданные в предыдущих номерах (см. «Потенциал. Химия. Биология. Медицина», № 1 и № 2 за 2013 г.). Надеемся, что вы самостоятельно придумали решение, а теперь сможете себя проверить.

 

В.В. Чуб

«Покори Воробьевы горы»: сезон задач о гормонах растений

В те годы, когда Интернет только-только «добирался» до российской глубинки, возникла идея поддержать ребят, которые хотят поступить в МГУ, но не могут приехать на вступительные экзамены. Именно к этой цели стремится традиционная олимпиада МГУ «Покори Воробьёвы горы», которую сегодня проводят многие факультеты. С ноября по январь вы можете прислать решение задач заочного тура. В случае хорошего результата вы получите приглашение на очный тур, который проходит на нескольких региональных площадках. Одно из обязательных правил − на каждой площадке должны «разыгрываться» разные задачи, но по уровню сложности они должны быть примерно одинаковыми. 25 марта 2013 г. закончился очный тур олимпиады «Покори Воробьёвы горы» по биологии. Мы подробно разберём только одну из задач. А ещё пару аналогичных задач вы сможете сочинить и решить сами.

 

В.В.Чуб

Олимпиада «Воробьевы Горы!». Юбилейный сезон в новом формате

Олимпиады нового учебного года уже начались! В статье даётся описание дистанционного этапа олимпиады «Покори Воробьевы Горы!». Несмотря на подробные инструкции на сайте олимпиады, выполнение этого этапа вызвало определённые технические трудности у многих ребят. Читайте подробное описание (оно пригодится на следующих этапах и попытках), а также разбор некоторых задач первого этапа.

 

2014 год

 

В.В.Чуб

«Покори Воробьёвы горы» — юбилейный сезон в новом формате (продолжение)

Мы продолжаем освещать задания, которые были предложены ребятам для решения на заочном (отборочном) этапе олимпиады «Покори Воробьёвы горы!». Традиционно самой сложной (и самой весомой по баллам) была задача по генетике. Во всех трёх турах она была представлена в разных модификациях. И те, кто нашёл ключ хотя бы к одной из версий задачи, смог решить и все остальные. Итак, разберём, на чём же была основана предложенная задача.

 

В.В.Чуб

Биологические задачи интернет-олимпиады СУНЦ МГУ (6 — 9 классы)

Заочные олимпиады по биологии имеют то преимущество, что они опираются не только на знания (предполагается, что во время поиска ответа смотрят учебники и специальную литературу), но и на умение (и желание) ученика подумать, порассуждать. Представляем вам задачи 2014 года (см. подробности на сайте www.justbrain.ru).

 

В.В. Чуб, С.М. Глаголев

Ответы на биологические задачи интернет-олимпиады СУНЦ МГУ (6 — 9 классы)

Заочные олимпиады по биологии имеют то преимущество, что они опираются не только на знания (предполагается, что во время поиска ответа смотрят учебники и специальную литературу), но и на умение (и желание) ученика подумать, порассуждать. Представляем вам решения задач 2014 года (см. подробности на сайте www.justbrain.ru)

 

К.С. Дебрикова

Турнир имени М.В. Ломоносова

Какие ассоциации вызывает слово «олимпиада»? Горные лыжи, прыжки с трамплина и фигурное катание или же математика, химия и история?

 

2015 год

 

В.В. Чуб

Биологические задачи интернет-олимпиады СУНЦ МГУ 2015

Заочные олимпиады имеют то преимущество, что опираются не только на знания, но и на умение (и желание) ученика подумать, порассуждать. Представляем вам задачи с интернет-олимпиады СУНЦ МГУ по биологии за 2015 год.

 

В.В. Чуб

Самонесовместимость: как растения предотвращают самоопыление

Часто в книгах по садоводству пишут, что посадить какое-то одно дерево (например, черешню) явно недостаточно. Урожай получится только в том случае, если рядом окажутся два разных сорта. Так же ведёт себя жимолость. Если куст один, ягод почти не будет. Но если у вас есть хотя бы два разных растения, оба будут давать урожай. Дело в том, что многие растения стараются предотвратить самоопыление. Это явление получило название самонесовместимости. Именно о нём пойдёт речь в нашей статье.

 

В.В. Чуб

Самонесовместимость. Решения и ответы

В прошлом номере нашего журнала (см. «Потенциал» № 3 за 2015 год) в статье о самонесовместимости у растений мы предложили читателям попробовать свои силы в решении генетических задач. Похожие задачи были использованы на очном туре олимпиады «Ломоносов» по биологии в 2015 году. Чтобы можно было проверить себя, мы публикуем ответы и решения.

 

В.В. Чуб

Биологические задачи интернет-олимпиады СУНЦ МГУ в 2015 г. Решения

СУНЦ МГУ традиционно организует дистанционную олимпиаду сразу по нескольким предметам: химии, математике, физике, информатике и, конечно, биологии. В 2015 году олимпиада проходила в несколько этапов, и на заключительном этапе школьникам предлагались задания со свободным ответом, целью которых являлась не только оценка знаний учащихся, но и проверка способности школьников извлекать новый, ранее неизвестный материал из окружающей информационной среды, а также умение структурировать большой объём информации для ответа на конкретные вопросы. В данной статье мы предлагаем вам задания заключительного этапа интернет-олимпиады СУНЦ МГУ по биологии для 9 — 10 классов. Приведены ответы, написанные авторами задач и данной статьи.