Журнал «Потенциал»
номер 9 за сентябрь 2014 года
Аспиранка кафедры молекулярной биологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Турнир имени М.В. Ломоносова

Какие ассоциации вызывает слово «олимпиада»? Горные лыжи, прыжки с трамплина и фигурное катание или же математика, химия и история?

Зачем нужно участвовать в олимпиадах?

enshteinПо всей России сейчас проводятся олимпиады: школьные, районные, городские; по физике, по биологии, по астрономии. Но, казалось бы, зачем мне все это? Я этого не проходил, для участия нужно куда-то ехать, да и оценку за это не поставят. Разве оно стоит того? Как показывает практика, стоит.

Олимпиады дают возможность самому стать немножко ученым.  Современная наука знает очень много, но есть огромное количество тайн, которые пока еще не разгаданы. И придумывая ответы на сложные вопросы, вы можете погрузиться в эту атмосферу, понять, какие идеи возникают у людей, для которых изучение устройства окружающей природы или человеческого общества — профессия.

Иногда только оказавшись на олимпиаде понимаешь, что тебе это действительно интересно. Оказывается, например, что биология – это не скучные пестики и тычинки, а сложные процессы, которые могут осуществляться разными механизмами, а физика – это не список формул, а масса интересных явлений, которые нас окружают. Мало того, вы ведь можете сами придумать множество способов, которые могут позволить узнать окружающий мир чуть лучше. Или как приятно решить сложную математическую задачу, с которой справится не каждый студент.

Даже если вы не выиграете этот конкурс, сам процесс решения невероятно увлекательный. Олимпиадные вопросы по принципу решения похожи, поэтому каждое участие в олимпиаде – это тренировка решения таких задач и возможность узнать, какие вы делаете ошибки при выполнении таких заданий, а значит, и возможность исправить их в будущем. Участвовать в следующей олимпиаде будет легче, поскольку вы уже знаете, с какой стороны подойти к вопросу. К тому же вы просто тренируетесь думать и рассуждать, а это помогает не только при участии в олимпиадах, но и в обычной жизни.

 

Что такое Турнир Ломоносова?

oly2Большинство олимпиад проводятся по одному предмету, и вы решаете, ехать вам именно на этот предмет или же у вас есть более важные дела. Турнир Ломоносова – это олимпиада по разным предметам. Турнир проводится ежегодно с 1978 года и включает в себя конкурсы по математике, математическим играм, химии, биологии, физике, астрономии и наукам о Земле, истории, литературе, лингвистике. При этом участник может сам выбрать предметы, которые он будет писать. Будет ли это только история, или математика и математические игры, или же физика, химия и биология – решать вам. Конкурсы по всем предметам проводятся в одном здании, в одном или разных кабинетах. Вы можете в любое время закончить писать один конкурс и пойти на другой. Таким образом, за отведенные пять-шесть часов вы получаете возможность посетить сразу несколько предметов и понять, что для вас увлекательнее.

Традиционно олимпиада проводится в последнее воскресенье сентября в различных школах и ВУЗах многих городов России.

gramotaСписок мест проведения можно найти в специальном разделе на сайте олимпиады http://reg.olimpiada.ru/register/turlom-2014-places/public-list/default. Также для тех, у кого нет возможности приехать на олимпиаду, но есть желание в ней поучаствовать, проводится заочная интернет-версия турнира.
Турнир пользуется огромной популярностью, например, в 2013 году в нем приняли участие 58944 школьника, написавшие в сумме 133668 работ по разным предметам, из них по биологии 19103. Поэтому на проверку работ уходит много времени, результаты появляются через несколько месяцев (обычно зимой — в начале весны).По ходу проверки определяется количество баллов, необходимых для получения участником грамоты по каждому конкурсу. Кроме того, определяется пограничный балл, при преодолении которого выступление считается хорошим, но не достаточным для получения грамоты. Если школьник перешагнул эту границу в двух и более предметах, он получает грамоту за многоборье. В прошлом, 2013м, году из 58944 участников 10091 получили различные грамоты.Более подробную статистику за прошлый год можно найти здесь http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/rezultaty/all/lastupdate/stat_rez.html.

Одиннадцатиклассники, получившие высокие баллы, приглашаются на второй тур олимпиады, который проходит в конце марта. В этом туре победителями становятся около 8% участников, победителями и призерами – около 25%. И победа в этом туре может дать льготы при поступлении в некоторые ВУЗы (решение об этих льготах принимается конкретными ВУЗами). Согласно приказу, Турниру имени М.В. Ломоносова присвоены следующие уровни: по лингвистике, физике и химии — 2 уровень, по астрономии и наукам о Земле, биологии, истории, литературе и математике — 3 уровень. Например, в 2014 году абитуриенты биологического факультета МГУ, ставшие победителями или призерами по химии на втором туре турнира, получали максимальное количество баллов по ЕГЭ по химии. Информацию о втором туре прошлого года можно найти здесь http://turlom.olimpiada.ru/o69-part11.

Олимпиада проводится для всех желающих. При выборе места участия обратите внимание, что ученики одиннадцатых классов пишут отдельно от всех остальных. Кроме того, в некоторых точках проведения необходима предварительная регистрация, следите за этим на сайте. Регистрация одиннадцатиклассников обязательна.

Работу можно писать либо на обычных листочках в клеточку или в линеечку, либо просто на белых листах. Также вы можете распечатать специальные предлагаемые на сайте бланки участника. Школьники, выполняющие задания на этих бланках, могут найти после турнира сканы своих работ в интернете.  Конечно, с собой нужно принести канцелярские принадлежности. Калькулятором пользоваться можно, а вот телефонами, планшетами и т.д. – нельзя. Более подробную информацию можно найти здесь http://turlom.olimpiada.ru/part.

Советы участникам олимпиады

В этом году я буду уже в седьмой раз принимать участие в проверке работ по биологии. Оказалось, что ошибки, которые делают участники, из года в год повторяются, поэтому стоит о них рассказать.

Что нужно помнить, приходя на олимпиаду?

Только без паники!

Во-первых, не нужно бояться. За решения пятерок не ставят, но и двоек не ставят тоже. У вас есть прекрасная возможность придумать разные варианты решения поставленной задачи, и ничего страшного не произойдет, если вы ответите на вопрос неправильно. Обычно на олимпиадах за неправильные ответы баллы не вычитают, а учитывают только верные идеи.

Может быть, в школе вы учитесь плохо. Но у вас не будут проверять знание школьной программы, олимпиадные вопросы нацелены на то, чтобы вы могли подумать и предложить интересные ответы и решения. Поэтому если вам при первом прочтении вопроса кажется, что вы этого не знаете, не надо его бросать и пытаться взяться за следующий. Надо спокойно подумать. На многие вопросы можно ответить просто из житейских размышлений. Вот, например, вас просят привести как можно больше примеров учета количества насекомых. Такой вопрос может сначала напугать. Ну откуда мне это знать? Я что, ученый-энтомолог, который изучает насекомых? Нет. И в школе нам такого не рассказывали. Но если остановиться и просто подумать? Насекомые. Где они живут?

бабочколов

«Охотник за бабочками», Карл Шпицвег 1804г

Ну, например, много мы встречаем на полях. Бабочки, пчелы, шмели, жуки. Как их можно легко  поймать и посчитать? Да просто взять обычный сачок и провести по траве. Вот вам и первый ответ на вопрос. Кстати, у ученых для этого даже термин специальный есть – «кошение». А бывают ли насекомые, от которых мы пытаемся избавиться? Бывают. Например, мухи. А как можно избавиться от мух? Повесить клейкую ленту, которую в хозяйственных магазинах специально для этих целей продают. А если повесить несколько лент в разных местах, можно отследить примерное количество летающих в помещении мух. Вот вам и второй ответ – сделать липкую ловушку для насекомых. Рассуждая таким образом, можно придумать много вариантов.

Криптографии здесь не место!

Во-вторых, писать нужно разборчиво. Не забывайте, что ваши ответы проверяют не археологи, привыкшие к расшифровке иероглифов, а специалисты в области физических, химических, исторических и других наук. А расшифровать им нужно не только вашу работу, но и несколько сотен других. И если ваши записи окажутся нечитабельными, то о наличии в работе правильного ответа никто не узнает.

cryptograph

Далее немного подробнее остановлюсь на одном из предлагаемых предметов — на биологии.

 

Конкурс по биологии

Одного ответа достаточно?

Чем отличается биология от, например, математики? Тем, что в биологии нет одного правильного ответа. Биологический мир разнообразен и многосторонен, одни и те же явления могут происходить по-разному и вызываться различными причинами. Поэтому следует в работе не останавливаться на одном варианте, а предлагать все версии, которые приходят в голову, так как верных ответов может оказаться несколько. Или как в вопросе про насекомых, о котором говорилось выше – чем больше вариантов подсчета насекомых вы придумаете, тем больше баллов сможете получить.

Повторение – мать учения, а не олимпиадных ответов

Идеи должны быть принципиально отличающимися. Для пояснения приведу пример. Несколько лет назад в конкурсе по биологии спрашивалось, что бы произошло, если бы все бактерии исчезли. Один из правильных ответов – у нас бы не было болезней. Некоторые ребята писали: «у нас не было бы тифа, туберкулеза, холеры, проказы, чумы, сибирской язвы и т.д.», но получали за это только один балл, поскольку идея во всех этих ответах одна – у нас не было бы болезней. А вот за варианты: у нас бы не портились продукты питания, но при этом мы не могли бы и готовить некоторые из них, у нас были бы проблемы с пищеварением, а у природы – с разложением растительных остатков – это все принципиально другие идеи, за которые давались дополнительные баллы. Но если в задании просят привести примеры, то тут уже можно перечислять (хотя и они тоже не должны быть совсем однотипными).

Графомания – не наш конек

Проверяющие оценивают именно идею, а не то, как вы ее расписываете. В связи с этим не стоит писать трехтомные труды, в красках и деталях рассказывая о вашем предположении, главное – передать его суть. Иногда за хорошее объяснение дают дополнительные баллы. Но это за осмысленное пояснение. Например, в вопросе про ловлю насекомых можно получить дополнительный балл за хорошее объяснение вашего устройства для ловли, а вот за рассказ о том, как прекрасен именно ваш метод – нет.  И уж тем более не нужно писать вещи, не касающиеся вопроса. В качестве примера приведу один из вопросов прошлых лет: «Птицы откладывают яйца, насекомые также размножаются путём откладки яиц. Какие сходства и какие отличия в поведении, связанном с размножением, можно найти у этих двух совершенно разных групп орга­низмов?» Не нужно рассказывать, что птицы – это позвоночные животные, покрытые перьями и имеющие различные приспособления к полету, среди которых легкость костей, наличие киля и т.д. Вы этим, конечно, продемонстрируете свои знания, но учитывать их все равно не будут, поскольку оцениваются только ответы на поставленный вопрос. В результате зря потратите и свое время, и время проверяющего. Раз спрашивают, какие есть сходства и отличия с насекомыми, значит, про это нужно и рассказывать. При этом в крайности впадать тоже не нужно — ваш ответ должен быть понятен. Совсем короткий ответ, как, например, «строительство гнезд» в вопросе про птиц и насекомых не понятен. Это сходство или различие? Из вашей работы это должно быть четко ясно.

А про что спрашивали-то?

И главное – нужно внимательно читать вопрос. Обидно, когда участник старался, размышлял, но не получил ни одного балла из-за того, что отвечал не на то, о чем его спрашивали. Например, один из вопросов прошлых лет: «Яйцеклетка — это клетка, из которой после оплодотворения развива­ется целый многоклеточный организм. Яйцеклетки животных могут быть очень разного размера, причём их размер не зависит напрямую от размера взрослого организма. Так яйцеклетка огромного слона по объёму примерно в 3500 раз меньше яйцеклетки крохотных птичек колибри. Предложите причины, по которым яйцеклетки разных животных могут быть большими или маленькими». Некоторые ребята начинали перечислять, у кого маленькие яйцеклетки, а у кого большие. Но прочитайте еще раз внимательно вопрос. Вас об этом не спрашивали! Вас просили предложить причины различий в размерах, а не рассказать, у кого какие бывают. В таком случае участник баллов не получает, так как на заданный вопрос он не ответил.

Я сам!

spis2Двадцать первый век, современные технологии, интернет дают огромные возможности… но не на олимпиаде. В данной ситуации попытка списать будет вам только мешать. Обычно прямого ответа на задаваемый вопрос в интернете нет, а значит, надо искать куски по разным местам, читать массу лишней информации. А это занимает много времени. Думать самостоятельно получается гораздо быстрее и эффективнее.

Кроме того, поверьте опытному проверяющему, списанные работы сразу бросаются в глаза. И мы легко можем найти, откуда вы списали, даже если в тексте все слова переставлены местами. Поэтому лучше не рисковать, так как за списанные ответы сразу ставится ноль баллов, даже если и ваши идеи там были тоже. Списывать друг у друга тоже не стоит. Во-первых, это тоже сразу видно. Во-вторых, ни к чему переписывать чужие ошибки. Ну и в-третьих – вы хотите себя проверить или способности коллективного разума?

Как отвечать?

Чтобы понять, как нужно рассуждать при ответе на вопрос, давайте разберем еще пару примеров.

Вопрос: «Среди растений, а также других групп организмов, есть такие, которые мы можем употреблять в пищу сырыми, например, многие фрукты. Но множество продуктов питания перед употреблением желательно или даже необходимо как-то приготовить. Объясните, в чём может заключаться био­логический смысл различных способов приготовления пищи».

Как можно рассуждать? Мы, действительно, большую часть пищи готовим, так вкуснее. Но только ли из-за вкуса? Что мы делаем с пищей? Ну, во-первых, варим и жарим. Зачем? Нам говорят, что непрожаренное мясо есть опасно, там могут быть бактерии и паразитические черви. Значит, с помощью термической обработки мы обеззараживаем пищу. К тому же, если в пище были какие-то токсичные вещества, то они тоже разрушатся. А еще зачем? Рис, например, приятнее есть вареный, чем сырой. Он становится более мягкий, легче пережевывается и лучше усваивается. Вот вам еще ответы. А если сварить курицу, то получится питательный бульон, то есть в воду выходят питательные вещества. А еще что делаем? Просто режем на мелкие кусочки или отрезаем отдельные части. Зачем? Можно отрезать ядовитые или несъедобные части, а порезанная пища легче пережевывается. Что еще? Например, вымачивание для избавления от токсичных веществ. И так далее. Вроде бы простые рассуждения, а уже получили несколько баллов. Разве вы всего этого не знали? Ну конечно знали, стоит только подумать.

Только вот писать все эти мысли не нужно, это мы как раз возвращаемся к вопросу о графомании. Эти рассуждения должны быть у вас в голове. А вот на бумаге можно ответить так: «При термической обработке пищи происходит ее обеззараживание и разрушение токсинов, в бульон экстрагируются труднодоступные вещества. Сваренная пища становится более мягкой, легче пережевывается и лучше усваивается. Также возможна механическая обработка пищи, например, отрезание ядовитых и несъедобных частей. Измельченная пища лучше пережевывается. Вымачивание позволяет избавиться от токсичных веществ». Также удобно писать ответы по пунктам.

Еще вопрос: «Гуляя зимой по лесу, мы часто натыкаемся на следы различных живот­ных. Узнать, кто из представителей животного мира проходил здесь до нас, помогают специальные книги — определители по следам. Однако нас также заинтересует и вопрос, как давно животное здесь проходило, что оно тут делало и есть ли шанс встретить его здесь в ближайшее время? Предложите критерии и признаки, на которые вы будете ориентироваться, стараясь ответить на данные вопросы».

sled

Казалось бы, ну откуда мне знать? По следам я не хожу, возможно и в лесу диком-то никогда не был. Но если подумать? Как понять, как давно было животное? Почему могут следы исчезнуть? Например, их может засыпать снегом или размыть дождем. Значит, если они  есть, то появились после последнего дождя или снегопада. Животное по дороге могло, например, повредить дерево. Значит, нужно посмотреть, успели ли засохнуть поврежденные ветки. От животных может оставаться помет, то есть можно оценить его свежесть. Что животное делало? Что может вообще делать в лесу животное? Ну, например, есть. Тогда мы можем увидеть остатки пищи. Что еще? Спать. Тогда мы увидим место лежки. И так далее. Задавая самим себе вопросы, вы можете легко ответить на задание, которые вам дают организаторы олимпиады.

 

Как подготовиться к турниру?

Экстренно повторять всю школьную программу не имеет никакого смысла. У вас спрашивают не школьные знания, а просят думать. Поэтому потренироваться можно как раз в этом. На сайте олимпиады выложены задания и ответы прошлых лет. Стоит сначала самостоятельно попробовать их решить, а затем по ответам проверить себя, а заодно и посмотреть, какая логика в ответах на такие вопросы.

Ближайший, 37й, турнир, состоится 28 сентября 2014 года и пройдет в разных городах России. Подробную информацию можно найти на сайте http://turlom.olimpiada.ru/. Удачи!