О проекте

 

«Школа 5+» — волонтерский проект студентов и молодых ученых МГУ им. М.В. Ломоносова

 

  «Школа 5+»   это  молодежная инициатива студентов и аспирантов естественных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова. Это бесплатное обучение школьников из разных регионов страны, выезды по региональным школам с практикумами по современной молекулярной биологии и рассказами о современной науке, организация учебных проектов на международных исследовательских школах.

 В 2006 году совместно с фондом «Вольное дело» в СУНЦ была проведена летняя школа для «обычных» детей из учебных заведений различных регионов страны, которые курировал фонд. Я был тогда студентом Химического факультета. Для работы на летней школе кафедрой биологии СУНЦ МГУ были привлечены студенты и аспиранты различных факультетов для работы с учениками. Попал в эту команду и я. За время учебы в Университете я уже сам руководил несколькими исследовательскими работами школьников, общался с преподавателями школ из различных регионов России, как из лицейских школ, так и из обычных районных образовательных учреждений. Работа в летних школах по приему в СУНЦ с 2008 года показала, что множество умных учеников пытаются поступить в СУНЦ, но кому-то не хватает мотивации, кому-то знаний, у кого-то в школе атмосфера не располагает к усиленному образовательному процессу.

Практически сразу у нас родилась идея поделиться своими наработками и знаниями с самым широким кругом учеников. Именно тогда мы организовали наш дистанционно-очный проект «Школа 5+», и на данный момент он существует уже больше 6 лет. С самого начала работы этого проекта мы решили что он будет бесплатным для школьников, и мы гордимся тем, что не смотря на финансовые трудности возникающие регулярно, мы до сих пор остаемся верными этой идее. Практически все наши проекты доступны для любого школьника вне зависимости от его социального статуса.

o proekte 1

Выездной практикум г. Екатеринбург, 2012

 Было много идей, многие из которых уже реализовались в той или иной форме. Во-первых, мы хотели сделать курсы по проблемам, которые не встречаются в школьной программе или недостаточно освящены в ней. Так появились «Основы молекулярной биологии», «Основы биохимии», «Современные проблемы зарождения жизни на земле» «Эволюция планеты Земля» и другие. Какие-то курсы писали опытные, заслуженные преподаватели (например, преподаватель СУНЦ МГУ к.б.н. В.А. Фуралев написал курсы по предметам, которые он преподает ученикам СУНЦ — молекулярная биология и биохимия), какие-то курсы написали студенты МГУ, бывшие выпускники СУНЦ и победители предметных олимпиад.

Довольно скоро выяснилось, что во многих регионах есть реальная проблема недостаточного количества преподавателей, либо их квалификации. В некоторых школах просто нет учителей по важным предметам. Так мы создали несколько курсов, которые были призваны ликвидировать базовые пробелы в знаниях учеников: «ГИА по математике», «Трудные задачи ЕГЭ», «Химия 8-10».

Постепенно проект «оброс» тьюторами и разработчиками курсов, т.е. теми, кто желал на добровольной основе заниматься с детьми из регионов. Конечно, при каждой возможности, мы старались раздобыть денег и заплатить нашим волонтерам. Однако, это всегда символические деньги по сравнению с тем, что человек такого уровня квалификации может заработать подработками на фирмах или репетиторством. Ребята, студенты, аспиранты, сотрудники МГУ работают в «Школе 5+» потому, что ощущают свою социальную ответственность.

В настоящее время «Школа 5+» активно сотрудничает с Общероссийским общественным движением творческих педагогов «Исследователь» (www.oodi.ru), с факультетом Биоинженерии и биоинформатики и собственно СУНЦ МГУ. Наш ресурс используется преподавателями СУНЦ в учебном процессе.

o proekte 2

Наш проект на международной исследовательской школе, 2011

 За время работы проекта с 2008 года участие в нем приняли более 1000 школьников из 72 различных городов и поселков России, начиная с Владивостока и Магадана, заканчивая Ростовом на Дону, Москвой и Медвежьегорском. Проведение олимпиад и зачетов по курсам позволяет отбирать учеников для очного обучения в различных летних школах. Например, лучшие ученики по курсу «Молекулярная биология» и «Биохимия» приглашаются для участия в исследовательской школе под патронажем международного движения содействия научно-техническому творчеству молодежи МИЛСЕТ (проводится ежегодно в июне в Подмосковье).

Многие наши ученики теперь учатся на различных факультетах МГУ (биологический факультет, химический факультет, факультет фундаментальной медицины), хотя когда они начинали учиться в Школе 5+, обучение в МГУ казалось им такой же утопической идеей как полет в космос обычному человеку. Однако непосредственное общение с теми, кто уже учится в МГУ, решение задач и заданий, которое предлагается в курсах, позволило ученикам понять, что «покорение этой вершины» для них возможно. Ребята поверили в свои силы и победили.

o proekte 3

Практикум в г. Гусиноозерске, респ. Бурятия, 2012

 В какой-то момент дистанционного общения со школьниками мы поняли что без непосредственного контакта с учениками теряется связь учитель-ученик, несмотря на возможности предоставляемые нам современными технологиями (Skype, ICQ и т.д.) учитель все равно представляется в сознании учеников как какой-то обезличенный персонаж находящийся за частую на другом конце России от них. У нас возникла идея выезжать в школы откуда у нас приходит больше всего учеников и проводить выездные практикумы по современным проблемам биологии, медицины и биоинформатики. Идею поддержало Движение «Исследователь» и благотворительный фонд «Династия». Опыт поездок позволил создать и апробировать концепцию выездных научно-исследовательских практикумов по тематике медицина, молекулярная биология, биохимия, биоинформатика. Практикум проводится непосредственно в школе, в качестве дополнительных факультативных занятий для учеников. Наши тьюторы, студенты и аспиранты МГУ, выезжают со всеми необходимыми приборами и реактивами в ту школу, которая их пригласила.

Основные цели и задачи наших практикумов:

  • Познакомить учащихся с современными концепциями и методами, используемыми учеными для изучения причин возникновения болезней человека, их диагностики и лечения.
  • Наглядно показать основные принципы научной работы, правила работы с приборами и реактивами, ведения лабораторных журналов, работа с автоматическими семплерами, которые ученые используют при работе с биологическими объектами
  • Рассказать о современных достижениях науки и стратегиях выбора своей профессии и университета, в котором учиться.

 

o proekte 4

Программа «Научный туризм», 2011

Другой наш проект, возникший уже в последние два года – концепция научного туризма.   В Москву на неделю приезжают 20 детей. Их каждый день обучают преподаватели, читают лекции ученые, их водят по лабораториям МГУ, они делают маленькие исследовательские проекты в лабораториях РАН или университета. Помимо учебного элемента участники научного туризма проходят большую культурную программу – посещение театров, музеев, выставок.

Школа 5+ — это скорее идея, чем организация. За 6 лет произошло многое. Кто-то из наших волонтеров увлекся наукой, уехал за рубеж, совсем отошел от «нашего дела», кто-то наоборот, организовал свои платные дистанционные курсы или занялся репетиторством, воспользовавшись опытом, накопленным в волонтерском проекте. На мой взгляд, это хорошо, так и должно быть в проекте который постоянно совершенствуется и развивается.

Конечно, фактически как благотворительный проект мы испытываем финансовые трудности — поддержание сайта, разработка новых образовательных программ, все это требует денежных средств, которые обычно выискиваются из кармана участников проекта. Однако, не смотря на все трудности,  каждый год приходят в МГУ новые ребята, которые появились благодаря нашей работе, они готовы помогать. Проект живет.